Виталий Дымарский о Михаиле Волохове в газете «Русская мысль»

***
Драматург Михаил Волохов, с 1987 года живущий во Франции, называет вещи и явления своими именами, применяя обратный анекдоту прием: герои его пьесы «Игра в жмурики» разговаривают между собой без всяких словесных подмен, открыто используя мат там, где традиционно литераторы в лучшем случае ставили отточие. С помощью мата, языка-символа, в пьесе обозначается вся сложность и иррациональность бытия двух неприкаянных «совков». Двух ли? За их судьбами легко проглядывается лживость и, внутренние противоречия и столкновения целых «поколений советских людей», которым прочили «жить при коммунизме».
Очевидны экзистенциалистические переживания автора и его героев. Забота, страх, решимость, совесть и, главное, смерть — в этих координатах, прежде всего, драматург строит сюжет пьесы и конфликт двух ее героев.
Хотя слово «конфликт» слишком однозначно, чтобы передать сложные взаимоотношения двух цинников-вохровцев — Аркадия и Феликса, включенных в «борьбу и единство противоположностей». Они и ненавидят, и любят друг друга, готовы на продажничество, обман, предательство, но не могут обойтись один без другого в момент истины, когда решается извечный вопрос жизни и смерти.

Виталий ДЫМАРСКИЙ,

«Русская мысль» , 10.03.93